Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

Ремонт холодильников: +7 (930) 999-67-38
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64

Содержание скрыть

Поломка холодильника способна сильно усложнить жизнь. Конечно, проще всего обратиться в сервисный центр или вызвать мастера на дом. Но в случаях, когда эти варианты по каким-либо причинам недоступны, можно проверить компрессор холодильника и, возможно, удастся починить устройство самостоятельно. В статье рассмотрим принцип работы компрессора, и все, что с ним связано – причины неисправностей, алгоритм поиска причин, прозвон мультиметром, распиновка, таблица сопротивления обмоток и другое.

Как устроен мотор-компрессор холодильника

Компрессор бытового холодильника в разрезе

Компрессор – это самая важная деталь холодильника, отвечающая за сжатие и перекачку хладагента, который, испаряясь, поглощает тепло холодильной камеры.

Находится компрессор на задней стенке холодильника и представляет собой герметичный корпус, внутри которого работает электромотор, состоящий из статора и ротора. В зависимости от внутреннего устройства и принципа действия компрессоры бывают:

  1. Динамические, в которых за циркуляцию охладителя отвечает вентилятор. В зависимости от типа вентилятора они могут быть осевыми и центробежными. Такие компрессоры могут стоять в распределительных холодильных установках.
  2. Объемные, в них работа по сжатию хладагента осуществляется механическим приспособлением, приводимым в действие электромотором. Такие компрессоры могут быть поршневыми или роторными.

Самым современным видом поршневого компрессора стал линейный агрегат, в котором уменьшено количество точек трения, а также удалены ненадежные узлы. Его плюсы: практически бесшумная работа, меньшее потребление электроэнергии.

Без компрессора работа холодильника невозможна. Именно этот прибор создает разницу давления в различных участках системы охлаждения. Это осуществляется за счет уменьшения объема хладагента и его дальнейшего продвижения по теплообменной системе. Благодаря работе компрессора осуществляется отвод из холодильных камер тепла в окружающую среду, вследствие чего в холодильнике появляются условия для охлаждения, заморозки и долговременного сберегания продуктов.

Принцип работы мотора-компрессора холодильника

  • При повышении температуры в камере срабатывает пускозащитное реле, которое замыкает электрическую цепь. В результате включается другой электрический агрегат – компрессор. Создавая нужное давление в системе, он нагнетает фреон в радиатор конденсатора. Там фреон меняет свои физические свойства и из пара преобразуется в жидкое состояние. В результате этого процесса выделяется большое количество тепла, которое рассеивается в окружающее пространство при помощи радиаторной решетке (в народе еще называют змеевик).
  • Пройдя конденсатор, газовая смесь попадает в капиллярный трубопровод, где давление выравнивается и постепенно снижается.
  • Далее жидкий хладон под низким давлением попадает в испаритель. Нагревается до определенной температуры и снова меняет свое агрегатное состояние, т.е. из жидкого переходит в пар. Благодаря этому испаритель охлаждается, что приводит к понижению температурного режима в холодильном шкафу.
  • Цикл повторяется каждый раз, как только температура начинает повышаться выше определенного уровня. Температурные показания фиксирует воздушный/температурный датчик. Разновидности компрессоров: плюсы и минусы На сегодняшний день существует несколько видов компрессионных агрегатов, однако не все из них применяются в холодильной и морозильной технике. Предлагаем ознакомиться с разными видами компрессоров, их достоинствами и недостатками. Поршневой компрессор Очень распространенный вид, используемый при сборке техники. Его конструкция состоит из одного или нескольких цилиндров, располагающихся вертикально или горизонтально. Поршни цилиндров осуществляют возвратно-поступательные движения, что создает давление в системе. Движение поршням придает шатунно-кривошипный механизм.

Плюсы:

  1. Простота всей конструкции;
  2. Доступная цена агрегата, что позволяет ей конкурировать на рынке;
  3. Минимум сложностей с обслуживанием при поломках;
  4. Недорогой ремонт компрессора холодильника на дому при необходимости;
  5. Долговечность и износостойкость;
  6. Способен выдерживать большие нагрузки или очень редкие включения;
  7. Не требует особых условий использования или содержания;

Минусы:

  • Повышенный уровень шума при работе и вибрация;
  • Невысокая производительность, в основном подходит для малолитражных шкафов;
  • Нуждается в периодическом техническом обслуживании;
  • Требуется замена фильтров;

Компрессор холодильника не запускается — признаки неисправности

Не всегда узел не запускается по причине неисправности. По сути, поломки может совсем не быть, но мотор не запустится по причине недостаточного напряжения. Также причины могут быть связаны с поломкой других узлов. Например, проводки или отказа стабилизатора. В этом случае рефрижератор будет обесточен, соответственно, не запустится. Если реле щелкает, но двигатель не запускается, вероятно произошло замыкание в обмотках электроприбора, а может неисправно и само пусковое реле.

Если холодильник работает с нарушениями температурных режимов, часто включается или, напротив, почти не отключается, сильно морозит – это повод задуматься об исправности узла.

Обычно компрессор холодильника не запускается после нештатной работы или перегрузки. Заклинивание узла происходит, если вы отключаете устройство менее чем на минуту. По этой причине категорически не рекомендуем так делать.

Проверять узлы и искать причины нужно последовательно. Если мотор работает, не выключаясь, область диагностики сужается, но это не значит, что неисправность обязательно в этом узле. Но, даже если причина, например, в датчиках управления или реле, утечке хладона, оставлять без внимания ситуацию нельзя. В любом случае, работая на износ, этот узел рано или поздно перегреется и выйдет из строя.

О поломке самого компрессора можно говорить, если появятся следующие симптомы:

  • Мотор-компрессор не заводится, пуско-защитное реле не щелкает, компрессор холодный, такое возможно при обрыве электрической цепи, таком, что напряжение не поступает ни на одну из двух обмоток электродвигателя. Часто клиенты просят установить новое пуско-защитное реле. На всех компрессорах установленных на холодильниках начиная с 1994 г. выпуска и по сегодняшний день установка нового пуско-защитного реле абсолютно бесполезна. Новое реле иногда помогало на старых компрессорах холодильников ЗИЛ и старых холодильниках Минск-15 где стоял компрессор ХКВ.
  • Мотор-компрессор запускается на несколько секунд и затем останавливается, такое происходит циклически раз в три-четыре минуты, компрессор горячий. Такая несправность вызывается межвитковым замыканием в обмотках статора электродвигателя и встречается в компрессорах любого производителя. По обмоткам элетродвигателя из-за межвиткового замыкания протекает слишком большой ток, который заставляет срабатывать защитную часть пуско-защитного реле на размыкание через 3-4 секунды после включения. Через три минуты или чуть больше защитное реле срабатывает на замыкание цепи мотор-компрессора. Далее процесс повторяется циклически.
  • Мотор-компрессор работает 0,5-1 часа затем останавливается на несколько часов, во время остановки пуско-защитное реле щелкает два раза подряд с периодом 3-4 минуты. Компрессор горячий, при полном остывании он вновь запускается, при значительном разогреве вновь заклинивает. Такой технический дефект вызывается осевым заклиниванием мотор-компрессора, вследствие потери валом, на котором сидит ротор электродвигателя и собственно сам компрессор, осевой симметрии. Вал теряет осевую симметрию вследствие значительного и длительного перегрева ротора электродвигателя. Потеря осевой симметрии валом электродвигателя дефект очень редкий и мало известный специалистам ремонтникам.
  • Заклинивание мотор-компрессора часто встречается как причина неисправности. В половине случаев клина он вызван засором в капилляре. Заклинивание происходит вследствие черезмерного износа механизмов мотор-компрессора. Внешне заклинивание проявляется в том, что мотор-компрессор не запускается, а пуско-защитное реле издает характерные циклические двойные щелчки с периодом три-четыре минуты.
  • Компрессор гонит масло. Если неисправен механизм, который из картера мотор-компрессора забирает масло и распыляет его во внутреннем объеме в виде эмульсии или масляного тумана, возможно что образуемые частички эмульсии масла слишком крупные. В результате компрессор выгоняет в нагнетательную линию холодильного агрегата слишком много масла, которое как бы затыкает капиллярную трубку. Внешне такой дефект проявляет себя как засор капилляра, и его трудно отличить от настоящего засора. При неправильно диагностированном засоре, в смысле путаницы с указанной неисправностью компрессора, можно долго и безуспешно пытаться реанимировать холодильник.
  • Компрессор останавливается резко с ударом или последовательностью резких тяжелых стуков металл по металлу. Причина такого явления в подклинивании механизма мотор-компрессора. Пока напряжение подается на рабочую обмотку, компрессор крутится. Но только напряжение пропадает, он резко останавливается. Исправный неизношенный мотор-компресор должен останавливатся плавно после съема напряжения в течении нескольких секунд.

Так как блок состоит из двух устройств: двигателя и компрессора, следует различать их поломки. В общем случае, неисправности мотор-компрессора могут быть связаны с:

  • межвитковым и коротким замыканием обмоток статора (относится к двигателю);
  • замыкание обмоток на корпус (также относится к двигателю);
  • потеря производительности;
  • разгерметизация.

Определить, что именно произошло, можно по косвенным признакам. Если устройство работает без отключений, а температура в камерах высокая, возможно, дело в утечке хладона. Иногда диагностика показывает, что пропала компрессия. Это говорит о выработке устройства. Лучше его заменить на новый узел.

Если компрессор гудит при включении и не запускается, при этом никаких замыканий в обмотках нет, – скорее всего, произошло заклинивание.

Компрессор холодильника работает, но холодильник не морозит

Холодильник не охлаждает? Могла произойти протечка хладагента в результате нарушения правил транспортировки. Другие причины неисправности: выход из строя компрессора, охлаждающих ТЭНов или термостата.

Компрессор холодильника работает без остановки

Бережное и внимательное отношение к бытовой технике позволит быстрее реагировать на неверную работу агрегатов. В особенности при разморозке холодильника или перебоях с напряжением. Если компрессор работает безостановочно, самым правильным решением будет вызвать опытного мастера.

К причинам такой проблемы можно отнести:

  • Утечка хладагента, которая приводит к уменьшению фреона в морозильной камере. Зачастую такую проблему удается решить быстро и недорого.
  • Компрессор постоянно работает — это связано с разгерметизацией капиллярной трубки и, как следствие, засором в системе.
  • Рассохлась уплотнительная резинка, внутри невозможно достичь заданной температуры, в итоге мотор работает без остановки, чтобы поддерживать оптимальную температуру, и изнашивается.

Если ваш холодильник имеет инверторный компрессор, то после набора заданной температуры он продолжает работать на малых оборотах в режиме энергосбережения. Такая работа агрегата считается исправной. К такому типу холодильников можно отнести модели Samsung, LG.

Компрессор работает без остановки, необходим срочный ремонт. Компрессор и другие части агрегата изнашиваются и перегреваются очень быстро, что приводит к крупным, дорогостоящим поломкам. Компрессор холодильника горячий — повод обратиться к мастерам сервисного центра «Преображение».

Компрессор холодильника гудит, но не запускается

Посторонний шум в работе нового холодильника часто связан с наличием транспортировочных болтов. Если вы имеете дело с новой техникой брендов Атлант или Beko, то необходимо проверить крепления на компрессоре.

В случае если мотор гудит, но не запускается, то своевременное обращение к специалисту поможет решить проблему быстро и качественно:

  • Такое происходит при лопнувшем патрубке.
  • Сломан терморегулятор, мастера заменят деталь на дому.

Компрессор холодильника включается и сразу выключается

Разные модели холодильников Bosch, Sharp, Gorenje, Siemens отличаются временем работы и простоя. Это также зависит от температуры в помещении, наличия обогревательных приборов вблизи прибора, заданного температурного режима. Если же компрессор холодильника включается и через несколько секунд выключается, то агрегат неисправен.

Холодильник исправен при работе в течение 11 минут и отдыха в пределах 15 минут, но 2 минуты работы через 15 простоя — показатель, далекий от нормы. При такой работе прибор не достигает заданной температуры, что плохо сказывается на хранении продуктов, необходим ремонт холодильника на дому.

Основные неисправности холодильников в режиме работы:

  • Пускозащитное реле, которое защищает мотор от перегрузок, неисправно. Холодильник выключается, пользователи слышат щелчок. Нужна замена детали.
  • Вышел из строя электромотор: внутренняя обмотка оборвалась, требуется вызов специалиста.
  • Компрессор греется, вследствие того, что обмотка пускового реле обрывается, холодильник отключается. Деталь в данном случае уже не отремонтируешь. Стоимость замены зависит от модели.

Греется компрессор холодильника

Горячий компрессор холодильника — это серьезный повод для обращения в сервисный центр, поскольку неисправности в этом узле рано или поздно приведут к полной остановке его работы. При перегреве компрессора придется искать место утечки газа из системы, герметизировать трубки и соединения, а потом заново заполнять хладагентом. Если компрессор холодильника сильно греется, вероятнее всего он уже не морозит

Греется умеренно или перегревается компрессор? — определить это довольно сложно, многое зависит от типа устройства. Например, в холодильниках Атлант, Минск, Бирюса температура блока может быть несколько выше, чем в агрегатах Beko, Vestfrost, Haier или Shivaki.

Напоминаем, что после любых операций, связанных с системой циркуляции холодильника, когда из нее был выпущен хладагент, потребуется вакуумирование компрессора и магистралей, чтобы в системе не оставалось пузырьков воздуха и пробок. Провести такую работу может только специалист, имеющий специальное оборудование.

Что проверить в первую очередь

Причин, по которым могут возникнуть вышеописанные нарушения в работе, может быть несколько. При наличии хотя бы минимальных знаний строения бытовой техники выявить поломку можно самостоятельно. Профессионалы советуют придерживаться следующего алгоритма работы, однако здесь нужно учитывать разновидность термостата.

У приборов с механическим типом термостата существуют 3 возможные причины поломки:

  • повреждение пускового реле;
  • выход из строя термостата;
  • неисправность компрессора.

Очередность, с которой стоит проверять все перечисленные детали, не имеет большого значения. Можно начать с того узла, который наиболее доступен. Это правило относится к тем приборам, которые стоят у стены или в нише.

Проверять термостат следует после отключения аппарата. Снимаются все те детали, которые могут помешать осмотру. В первую очередь это плафоны и крышки.

Следующий этап — замыкание между собой проводов (тех, которые идут к контактам). Провод заземления в данном случае трогать не стоит (чаще всего его можно узнать по зеленой обмотке). Виды термостатов, располагающихся в осветительном плафоне, обладают и синим проводом, который тоже не задействован. После выполнения такой работы прибор подключают к электросети. Если произошел запуск, то проблема кроется в термостате. Если изменений нет, то переходят к проверке других элементов.

Если на холодильнике есть электронный термостат, то его можно отнести к более сложным приборам. Для выявления неисправностей может потребоваться проверка всего модуля по электрической части. Такую работу стоит поручить специалисту.

Однако некоторые детали можно проверить и своими силами. Это наличие выгоревших элементов, отсутствие повреждений шлейфа, а также прочность контактов. Все эти манипуляции проводят только после отключения прибора от электрической сети.

Если поломка не была обнаружена, и техника не хочет запускаться, то следует переходить к проверке пускового реле.

В этом случае холодильник придется отодвигать. Кроме того, некоторые модели оснащены перегородкой, которая полностью закрывает моторный отсек, — ее необходимо снять. В большинстве моделей реле располагается слева. После открытия крышки можно добраться до внутренней части. Если внешних повреждений не наблюдается, с контактов снимают соединения и проверяют с использованием мультиметр. Проблема может заключаться в обмотке компрессора.

Как проверить компрессор холодильника

Необходимость проверки

Далеко не все знают, как проверить компрессор холодильника. Ведь иногда возникают ситуации, когда приходится проверять прибор. Это может потребоваться:

  • При покупке новой техники. Применяется для подтверждения рабочего состояния.
  • Когда приобретается старое изделие с рук, бывшее в употреблении. В этом случае важно убедиться в его исправности. Поэтому нужно знать, как правильно провести диагностику.
  • Когда следует осуществить починку. Ведь чтобы это сделать, сначала выявляют причину неисправности.

Все нужное для проверки компрессора

Как проверить, рабочий или нет компрессор холодильника? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам придется сначала подготовить следующий комплект приборов и инструментов:

  • набор отверток с различными профилями или шуруповерт с комплектом насадок;
  • гаечные ключи номиналами 8, 10 и 12 мм (соответствующие насадки шуруповерта);
  • кусачки-бокорезы, плоскогубцы;
  • манометр лабораторный универсального типа;
  • мегаомметр, мультиметр (тестер);
  • 2-3 проводниковых перемычки с зажимами типа «крокодил»;
  • изолента, резиновые или виниловые заглушки;
  • средства индивидуальной защиты при работе с вредными веществами.

Диагностика компрессора холодильника

Если все же решено выполнить починку и проверку компрессора холодильника самостоятельно, то сначала осуществляют полную предварительную диагностику основного двигателя. Для этого выполняют следующие действия:

  • Убеждаются какую температуру имеет конденсат. Так как в этом случае может возникнуть недостаточная закачка охлаждающего газа.
  • Если дело не в этом, то используют мультиметр. Он поможет убедиться, что корпус не пробивает.
  • Если проблема не в этом, то проводят дальнейшую проверку. Для этого отсоединяется проводка контактов. Затем осуществляют разрез трубок мотора. Раскручивают корпус и извлекают реле. После чего можно осуществить замер уровня сопротивления между двумя контактами.

Как прозвонить компрессор холодильника

Прозвонить его можно следующим образом:

  • При помощи тестера, при отсоединенном реле, приложить к контактам щупы.
  • Нормальное значение должно составлять 30 Ом. Правый выдает сопротивление в 15 Ом, тогда как левый значение в 20 Ом.
  • Учитывать, что в зависимости от модели, тестер может поменять свои показания с допуском 5 Ом, как в большую, так и меньшую стороны.

Все эти действия нужны для того, чтобы знать, как проверить компрессор холодильника мультиметром. Но это не значит, что такие действия однозначно решают проблему.

Если на приборе сопротивление обмоток компрессора холодильника выдает нормальные цифры, но при всем при этом, бытовая техника не начинает работать, значит надо осуществлять проверку дальше. Но использовать уже не тестер, а прибор для измерения давления. В этом случае применяют манометр.

Как проверить компрессор холодильника мультиметром и манометром

Для проверки давления внутри системы используют манометр и следующую последовательность действий:

  • Освободить нагнетающий шланг.
  • На конец присоединить штуцер, который имеет отвод.
  • Включить мотор.
  • Начать измерять давление напрямую. При этом параметры на приборе должны выдавать 6 атмосфер. И при дальнейшей работе устройства цифра будет повышаться. На этом этапе манометр в обязательном порядке отключают для того, чтобы избежать поломки прибора.

Первая указанная цифра на манометре является идеальной. Но что делать, если показатели отличаются от установленных норм. Как можно трактовать цифры на циферблате манометра:

  • Если давление немного не доходит до 6 атмосфер, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что прибор небольшой по своим габаритам.
  • Если же манометр выдает 5 атмосфер и ниже, то, в преобладающем большинстве случаев, такие данные подходят для однокамерных бытовых приборов.
  • Если отметка меньше 4 атмосфера – он нерабочий. Требуется его замена.

Если же и при данных манипуляциях не удается решить проблему, следует установить двигатель на место и не подключая пусковое реле, осуществите еще раз замеры тестером.

Обратите внимание! Такие действия допустимо проводить только опытному специалисту, который имеет допуск к работе с электричеством. В противном случае можно получить смертельный удар током.

Двигатель подключается по специально установленной схеме через шнур.

Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

После того, как схема собрана, осуществляют замер показателей на проводе, который подходит к прибору. При этом он должен выдавать не менее 1,1 Ампер на 120 Вольт напряжения и 140 Вт мощности.

Обращаем еще раз внимание, что последнюю манипуляцию может выполнять исключительно мастер специалист.

Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

Измерение сопротивления компрессора холодильника мегаомметром

Чтобы проверить в каком состоянии находится изоляция жил, проводящих ток, понадобится специальный прибор, который называется мегаомметр. Он позволяет измерять сопротивление напряжения от 200 до 1000 В.

Изоляционные материалы обладают некоторой токопроводимостью. В результате воздействия высокого напряжения через них проходит ток утечки. Его значение определяет сопротивление изоляции. На основе показаний устанавливают изношенность или пригодность материала.

Эти работы выполняют в редких случаях. В основном для обмотки статора электрического двигателя применяют медный провод, который покрыт особым изоляционным лаком. Если он пробит, то придется полностью перематывать индукционную катушку. Работу можно выполнить дома, однако понадобится специальное оборудование, расходные материалы. При этом нужно обладать познанием и навыками именно в этой области.

Как измерить сопротивление обмоток компрессора холодильника, проверить реле и давление

Когда не работает компрессор, нужно проверить сопротивление. При повреждении обмотки, напряжение перескакивает на корпус, и может ударить током. Проверку проводят, измеряя сопротивление каждого контакта вместе с корпусом агрегата.

Место, где выполняют прозвон должно быть очищено от краски.

Мультиметр не должен ничего показывать, в противном случае компрессор непригоден к применению. Если и после этого холодильник не начал работать, проверяют давление внутри корпуса. Подсоединяют имитатор к нагнетающему штуцеру и снимают показания. Компрессор должен находиться во включенном состоянии. Агрегат исправен, если на манометре показано давление 6 атмосфер, ниже этого значения требуется замена корпуса.

При отсутствии работоспособности холодильника следует проверить ток, доходит ли он до мотора. Берут рабочее реле, подключают к компрессору, который потом включают. Подсоединяют мультиметр, клещами зажимают 1 провод. Показания меняются в зависимости от того, какова мощность двигателя. Если она составляет 120 Вт на экране должно быть 1.1-1.2 А, при 140 Вт-1.3 А.

При проведении диагностики необходимо строго соблюдать технику безопасности.

Прежде чем применять приборы, которые нужны для проверки, важно удостовериться, что они правильно подключены. Иногда попытки устранить проблему своими руками только усугубляют ситуацию. Особенно, если нет твердой уверенности в том, что результат проведенной диагностики правильный. И тогда не избежать покупки нового холодильника. Не стоит пытаться проверять компрессор тем, кто не обладает опытом работы с электричеством. Компрессор относится к очень сложному устройству, которое почти нельзя отремонтировать самому. Если он неисправен, то порой даже его замена на новый не сможет решить проблему, поэтому необходимо точно выяснить причину поломки.

Проверка инверторного компрессора холодильника

Этот тип компрессора изобретен не так давно. Существенным принципом его работы считается то, что можно устанавливать необходимую температуру. В инверторном компрессоре имеется функция, которая отвечает за регулировку частоты вращения. Благодаря принципу инвертирования, электроэнергия расходуется экономнее. Из-за того, что компрессор работает стабильно и ровно с точно указанными выходными параметрами, можно быстро и четко отрегулировать температуру в морозильной и холодильной камере.

Вначале двигатель будет разгоняться до самой большой скорости, охлаждая камеру холодильника до нужной температуры. Затем работает медленнее до того времени, пока не изменятся условия работы.

Как проверить рабочий или нет компрессор холодильника? Если он находится в нерабочем состоянии, то нужно отдельно проверить инвертор, на выход которого вешают лампы 60 Вт и 220 Вт. Их соединяют в виде треугольника. Они не должны гореть без генератора. Его подключают и инвертор запускается, лампочки загораются по кругу. Затем подключают компрессор.

Проверка сопротивления обмоток в компрессоре

Чтобы проверить на исправность компрессор, необходимо узнать какое сопротивление обмоток, сделать это можно при помощи специального прибора — мультиметра (тестера).

Проверка компрессора мультиметром:

  • Извлечь пусковое реле: снять крышку и отсоединить реле от контактов.
  • С помощью тестера замерить сопротивление. При исправном компрессоре сопротивление между верхним и левым контактами тестера составляет 20 Ом (пусковая обмотка), а между верхним и правым (сопротивление рабочей обмотки компрессора холодильника) — порядка 15 Ом. При этом между левым и правым самое большее значение — 30 Ом.
  • На усредненные показатели, приведенные выше влияет марка холодильника. Так, сопротивление обмоток компрессора холодильника Бирюса, будет отличаться от данных холодильника Атлант, Индезит, Саратов. Однако показатели не должны превышать разность в 5 Ом. В противном случае данные мультиметра будут указывать на неисправность компрессора.
  • Кроме того, проверяется сопротивление меж проходными проводами и кожухом агрегата. Для этого щуп мультиметра присоединяется к медной части штуцера (любого), другой щуп крепится к проходным контактам. На исправность компрессора укажет значок обрыва, а на серьезную поломку укажет какое-либо значение сопротивления.

Узнать точные данные можно из специальных таблиц, где указано, какое сопротивление пусковой и рабочей обмоток компрессора холодильника характерно для определенной марки. Так, в отдельной таблице можно найти показатели для всех марок, например, холодильника Бирюса или Саратов, Атлант, Индезит.

Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

Советы по самостоятельной проверке компрессора в холодильнике

Цилиндрический предмет, чаще черного цвета, который можно увидеть с обратной стороны внизу холодильника – это кожух компрессора. Внутри кожуха в трансформаторном масле на независимой пружинной подвеске располагается компрессор.

Принципиально компрессоры ничем друг от друга не отличаются. Они представляют собой электродвигатель с поршневой или плунжерной нагнетательной системой. Любой электродвигатель переменного тока имеет в своей конструкции рабочую и пусковую обмотки.Обрыв или прожиг провода в одной из обмоток – наиболее частая причина поломки всего блока компрессора.

Из кожуха выводятся три контактные клеммы. Одна из клемм служит выводом пусковой обмотки, другая – рабочей обмотки,а третья –это общая шина.

Кроме того, каждый компрессор имеет пусковое реле. Устройство для запуска мотора в виде небольшой коробочки, имеющей общую контактную группу с клеммами компрессора. Иначе говоря, эта «коробочка» буквально надевается на эти самые три клеммы. Пусковое реле также может стать причиной, вследствие которой компрессор холодильного агрегата не запускается.

Новейшие модели холодильников оснащаются принципиально новыми устройствами запуска компрессора. Такие пускатели представляют собой сугубо электронное устройство, в отличие от прежних — электромеханических. Сама собой напрашивается аналогия с автомобильными блоками зажигания, пришедшими на смену традиционным трамблерам.

Не стоит забывать о питающем кабеле, который мы нередко основательно дергаем, пытаясь дотянуть до ближайшей розетки.

Запуск мотора-компрессора холодильника без реле

Установленный в холодильных машинах компрессор с электрическим приводом обеспечивает циркуляцию хладагента и поддержание требуемой температуры в морозильных камерах.

При снижении производительности или появлении проблем с запуском мотора следует проверить состояние цепей, а затем запустить компрессор холодильника без реле, что позволит убедиться в исправности агрегата.

Необходимость такого подключения

Компрессор холодильного оборудования представляет собой поршневую машину с приводом от коллекторного электрического двигателя переменного тока. Привод и нагнетательный механизм установлены на раме внутри металлического замкнутого корпуса. Кожух крепится к корпусу холодильника болтами через опоры с резиновыми демпфирующими вставками. На корпусе установлено специальное пусковое реле, в которое выведены контакты обмоток. Реле работает совместно с термостатом, обеспечивая поддержание заданной температуры в морозильной камере холодильной установки.

Подсоединение напрямую применяется для проверки состояния обмоток электрического двигателя без учета состояния реле, термостата и соединяющей проводки. Перед началом тестирования следует проверить работоспособность обмоток, а также отсутствие пробоя электрических цепей на корпус компрессора.

Проверка работоспособности компрессора

Проверить мотор можно при помощи тестового прибора, переключенного в режим измерения сопротивления. С реле демонтируется защитный кожух, из корпуса насосного агрегата выведены 3 провода, которые подсоединены к общему выходу, рабочей и пусковой обмотке. Щупы прибора поочередно подсоединяются к контактам, сопротивление обмоток зависит от модификации электрического двигателя и даты выпуска. Нормальным считается значение в диапазоне 15-40 Ом, при отклонении параметра на 10 Ом и выше агрегат неисправен.

Для проверки состояния изоляционного слоя тестер подключается к выводам и корпусу компрессора. Рекомендуется прикладывать щуп к участку с удаленным слоем краски. На исправном агрегате цепь будет разомкнутой (измеритель покажет бесконечное сопротивление). После этого запускаем компрессор, подсоединив провода напрямую к контактам в распределительной коробке. Если прибор покажет конечное значение сопротивления, то имеется пробой или повреждение изоляционного слоя. Такое изделие запускать запрещено во избежание поражения пользователя электрическим током.

Подключение и запуск

Допускается запустить компрессор холодильника без пускового реле, подав напряжение на пусковую и рабочую обмотку. Для коммутации используется медный многожильный кабель, на конце проводов устанавливаются соединительные клеммы, обеспечивающие надежный контакт. Клеммы крепятся к общей точке и выводу рабочей обмотки. Для улучшения доступа к контактным площадкам допускается временно демонтировать пластиковый лоток для сбора конденсата и талой воды, расположенный на верхней части компрессора.

Подключение компрессора холодильника производится временным подключением пусковой цепи (например, отверткой с изолированной рукояткой). Для повышения безопасности работы в разрыв цепи устанавливается специальная кнопка, активирующая обмотку при нажатии. Если запуск не удается, то заклинили подшипники ротора электромотора или элементы конструкции кривошипного механизма. При заклинивании деталей мотор издает характерное гудение.

После запуска мотора владелец оборудования оставляет холодильник работающим, периодически оценивая состояние морозильной камеры и проверяя температуру теплообменника, расположенного на задней стенке корпуса. Если на поверхности камеры появляется слой льда, а радиатор нагревается, то следует проверять пусковое реле и термостат. При отсутствии нагрева теплообменника и льда необходимо проверить наличие хладагента в магистралях.

Дополнительно рекомендуется проверить состояние поршневой группы. Для тестирования необходимо подсоединить манометр к нагнетательной магистрали; для коммутации используется специальная муфта. После включения мотора описанным выше способом стрелка прибора должна дойти до 6 атмосфер и выше, пониженное давление сигнализирует об износе поршня или зеркала цилиндра, о падении уровня фреона в холодильной установке.

Схема подключения

В схему прямого подключения оборудования входят общая точка и вывод рабочей обмотки, которая имеет сопротивление в пределах 30-40 Ом. При подаче напряжения только на пусковую обмотку мотор работать не будет. На корпусах электрических двигателей или на реле наносится электрическая схема, которая поможет пользователю разобраться в тонкостях подключения. Рекомендуется подсоединять кабели питания инструментом, предназначенным для проведения электромонтажных работ. Перед началом коммутации штепсельная вилка извлекается из розетки бытовой сети.

Основные причины поломки мотора-компрессора

Все проблемы в компрессионном узле условно делятся на две основные группы: с работающим и неработающим мотором. Первый вариант выглядит следующим образом: при включении слышно звук от компрессора, горит лампочка на холодильнике. Соответственно, во другом варианте — агрегат вовсе не включается.

Утечка хладагента или дефект терморегулятора

Проводить самостоятельную проверку можно таким способом: прикоснуться к конденсатору — его температура будет соответствовать комнатной.

Возможна и другая причина – выход из строя терморегулятора. При этом сигнал о неправильном температурном режиме попросту не будет поступать.

Проблемы с обмоткой

Если агрегат не включается, то возможной причиной может послужить обрыв цепи обмоток компрессора.

Произойти такая ситуация может как на рабочей, так и на пусковой или же на двух сразу. При включенном в сеть холодильнике, нагнетатель не работает, а температура его блока комнатная.

Межвитковое замыкание

Устройство запускается, однако не более, чем на минуту. А корпус чрезмерно прогревается.

При этом витки обмотки замкнуты, их сопротивление понижено, через релейный блок проходит повышенная сила тока. Реле производит выключение нагнетателя, будет слышен щелчок. После охлаждения пусковика оно снова включает компрессор и так по кругу.

Заклинивание двигателя

При включении слышна работа электромотора, но вращения не происходит, компрессор не осуществляет сжатие, сопротивление обмоток на максимуме.

Поломка клапанов

Потеря холодопроизводительности связана с дефектами клапанов.

В результате такой поломки агрегат работает без отключения и не создает должного уровня компрессии, соответственно, блоки холодильного устройства не набирают нужную температуру.

Нередко в таком случае может быть слышен нехарактерный звон металлических частей при функционировании. Выяснить это можно, определив степень подачи воздуха.

Чтобы удостовериться в «диагнозе», потребуется с помощью трубореза отрезать заправочный патрубок. Аналогичные действия проделываем и с фильтром конденсатора.

Теперь на их место подсоединяем манометрический коллектор, включаем нагнетатель и проверяем формируемый уровень воздушной компрессии – норма 30 атм.

Термодатчик или пусковое реле

Также необходимо проверить на дефекты такие элементы, как терморегулирующий датчик и пусковое реле.

При таком сбое компрессор либо не включается, либо включается на 1-2 минуты. При проверке сопротивления обмоток будут фиксироваться номинальные значения.

Самостоятельная замена мотора-компрессора

Замена компрессора – одна из самых сложных и дорогостоящих услуг в сервисных центрах. К тому же и сама запчасть стоит дорого. Опыт мастеров и многолетние наблюдения показывают, что, если в устройстве изношенный узел, наблюдается большая выработка, лучше его сразу заменить на новый. Но в некоторых случаях, например, если изношены прокладки, кольца или отдельные части двигателя, деталь можно отремонтировать. Окончательное решение принимает мастер, исходя из целесообразности процедуры.

Демонтаж нагнетателя

Расположен компрессор сзади холодильника в его нижней части.

В процессе демонтажа будут применены следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • гаечные ключи;
  • плюсовая и минусовая отвертки.

Нагнетатель размещен между двух патрубков, соединенных с системой охлаждения. С помощью плоскогубцев их потребуется откусить.

Холодильник запускают на 5 минут, в течение которых фреон переходит в состояние конденсата. После к заправочной линии подключается вентиль со шлангом, подсоединенный к баллону. За 30 с при открытом вентиле весь хладагент будет стравлен.

После снимаем релейный блок. Визуально его можно сравнить с обычной коробкой черного цвета с выходящими из нее проводами.

В первую очередь на пусковике помечают верх и низ – это пригодится в процессе обратной установки. Открутив фиксаторы и сняв с траверсы, также перекусываем проводку, ведущую к вилке.

Все крепежи выкручиваем вместе с обзорным прибором. Зачищаем все трубки для пайки нового устройства.

Измерение сопротивления омметром

Для того чтобы удостовериться в работоспособности комплектующего элемента, мы произведем внешний осмотр, а также опробование и проверку его отдельных компонентов. В первую очередь инспектируем состояние мотора. Это можно сделать, применяя мультиметр или омметр.

Как говорилось ранее, первоначально проверяется питающий кабель. Если он рабочий, обследуем сам нагнетатель. Для этого воспользуемся тестером.

В первую очередь снимаем защитный блок и извлекаем содержание, отключаем от пускового реле. Далее, с помощью щупов мультиметра производим попарный замер проводов.

Полученные результаты сверяем с таблицей, в которой указаны оптимальные показатели именно для этой модели компрессора.

Данные исправного прибора в стандартном варианте будут следующие: между верхним и левосторонним контактом – 20 Ом, верхним и правосторонним – 15 Ом, лево- и правосторонними – 30 Ом. Любые отклонения свидетельствуют о поломках.

Проверяется сопротивление между проходными контактами и корпусом. Показания обрыва (знак бесконечности) указывают на исправность прибора. Если тестер выдает какие-либо показатели, чаще всего это ноль, – присутствуют неисправности.

Проверка силы тока

Проверив сопротивление, необходимо измерить ток. Для этого подключаем пусковое реле и включаем электромотор. Клещами тестера зажимаем один из сетевых контактов, ведущих к прибору.

Сила тока должна быть идентичной мощности двигателя. К примеру, мотор мощностью 120 Вт соответствует силе тока в 1,1-1,2 А.

Подготовка инструментов и оборудования

Для замены неисправного компрессора холодильника нужно подготовить такой комплект инструментов и материалов:

  • переносную станцию регенерации, заправки и вакуумирования;
  • аппарат для сварки или горелка с баллоном МАРР газа;
  • компактный труборез;
  • клещи;
  • муфта Ганзена для герметичного соединения компрессора с заправочным патрубком;
  • медная труба 6 мм;
  • фильтр-поглотитель для монтажа у входа в капиллярную трубку;
  • сплавы меди с фосфором (4-9%);
  • бура паяльная в качестве флюса;
  • баллон с фреоном.

Также следует заострить внимание и на мерах безопасности при работе с ремонтной аппаратурой. В первую очередь нужно обустроить изолирующую площадку и отключить холодильный агрегат от питания.

После каждой заправки фреоном, перед тем как выполнять пайку помещение проветривается в течение четверти часа. Не допускается включение нагревательных приборов в помещении, где производится ремонт.

Монтаж нового компрессора

В первую очередь необходимо прикрепить новый нагнетатель на траверсе холодильного блока. Снять все заглушки с трубок, идущих от компрессора, и проверить давление атмосферы в устройстве.

Разгерметизировать его не раньше чем за 5 минут до процесса пайки. Затем проводим стыковку патрубков компрессора с нагнетательной, отсасывающей и заправочной линиями, их длина составляет 60 мм, а диаметр 6 мм.

Процесс пайки трубок выполняется согласно очередности: заправочная, отводящая излишки хладагента и нагнетательная.

Теперь удаляем заглушки с фильтра-осушителя и устанавливаем последний на теплообменнике, вставив в него дроссельный патрубок. Запаиваем швы двух элементов контура. На этом этапе на заправочный шланг одеваем муфту Ганзена.

Запуск хладагента в систему

Для заправки холодильной системы фреоном к заправочной линии с муфтой подключаем вакуум. Для первичного запуска довести до давления в 65 Па. Установив на компрессор защитное реле, производится коммутация контактов.

Подключить холодильник к электропитанию и заполнить хладагентом на 40% от нормы. Это значение указывается в таблице, расположенной сзади устройства.

Агрегат включается на 5 минут и проверяются соединительные узлы на предмет герметичности. Затем его нужно снова отключить от питания.

Выполнить второй раз вакуумирование до остаточного значения в 10 Па. Длительность процедуры не меньше 20 минут.

Включить агрегат и произвести полное заполнение контура фреоном. На финишном этапе консервируем трубку методом пережатия. Снимаем муфту и запаиваем патрубок.

Если вы никогда не занимались подобными работами, рекомендуем более подробно изучить процесс самостоятельной заправки холодильника фреоном.

Профилактика неисправностей мотор-компрессора холодильника

Составляющие компрессора холодильника делятся на две группы — это электрические (электромагнитные) и механические детали, которые взаимодействуют при работе блока. За безопасный старт системы отвечает пусковое реле, сглаживающее токи при запуске мотора. Если обмотка пускового реле компрессора пришла в негодность, то оно не работает, не направляет ток на обмотки мотора, и холодильник не запускается. Предотвратить эту поломку может грамотная эксплуатация, внимательное отношение к прибору, своевременный вызов специалиста для ремонта.

Если вы обратили внимание на характерный признак — компрессор холодильника включается и сразу выключается, то имейте в виду, что это не пройдет само собой. Причиной поломки может быть повреждение реле, износ подшипников, приводящий к заклиниванию мотора, аварийный сброс при перегреве мотора. В самых современных моделях холодильников может использоваться инверторный принцип управления мотором, при котором специальный блок изменяет частоту тока. Это очень сложные схемы, в которых цена компрессора с мотором и инвертором самая высокая среди аналогов. Стоимость замены такого блока составляет едва ли не две трети цены всего холодильника.

Следите за звуками и периодами работы агрегата — линейная схема подключения мотора компрессора с пускозащитным реле чувствительна к перепадам напряжения в сети, используйте стабилизатор напряжения.

Что означает номер на компрессоре холодильника

Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

Generic selectors
Только точные результаты
Поиск по заголовкам
Поиск по тексту
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксплуатация холодильника
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Внутристрочная обратная связь
Посмотреть все комментарии